Статьи по Assembler

       

Browse info для ассемблера


Всякий сколько-нибудь значительный программный проект содержит сотни, а то и тысячи идентификаторов. Как у программистов хватает фантазии их придумывать - это отдельная тема для исследования, пока что ждущая своего Фрейда, или Павлова, или Кастанеду, или, на худой конец, Маркеса.

Тут сразу следует напомнить о настоящих ассемблерщиках, которые не признают даже структурных директив MASM 6.1+. Ко всем прочим бедам они подбрасывают своему серому веществу еще и задачку придумывать имена для прорвы меток. Не заботясь о своем здоровье, надо сказать. Потому что, как известно, ничто так не разрушает здоровье, как работа, связанная с необходимостью принятия микрорешений. Позволим себе напомнить вам общеизвестный факт, что уровень преступности, суицида, алкоголизма, сексуальных извращений и политической активности среди сортировщиков куриных яиц примерно в восемь раз выше, чем среди трактористов!

А ведь сортировщики куриных яиц еще не сталкиваются с такой проблемой, как глобальность идентификаторов в пределах модуля! Спасибо любимой Microsoft за то, что хоть метки стали локальны в пределах процедуры. Впрочем, специально для садомазохистов разработчики предусмотрели директиву OPTION NOSCOPED - кайфуйте, ребята.

Каждый крутится как может. Шаблонно мыслящие конформисты идут на поводу у Чарльза Симони и украшают свои исходники венгерской тавтологией вроде lpSomeTable. Аристократические отпрыски Йеля и Итона, сложив губки гузкой, выстукивают холенымы ногтями имя функции: PleaseGiveMeAnErrorCode. Раздолбанные хакеры, вытерев рукавом пиво с клавиатуры, без раздумий используют получившуюся комбинацию: p9ijhbgfd, и в течение следующей минуты навешивают на нее как минимум сорок строк кода. Стиль русских программистов старшего поколения, заставших время, когда их называли советскими программистами, особый, и не меняется уже много лет: vodka362, kolbasa220. Изредка попадающиеся в этой экологически нездоровой среде женщины широко используют свои специфические ассоциации: carnation, champagne, alwaysultraplus. Педанты же как всегда педантичны: proc_for_scan_table_of_strings_00000001.


А вот откуда берется файл .bsc - разобраться надо, потому что без понимания этого процесса запустить Browse Info в ассемблерном проекте вряд ли удастся.

Процесс создания базы данных .bsc, как и следует ожидать, происходит на обоих этапах построения проекта - и на этапе компиляции, и на этапе компоновки.

Компилятор (будь то cl.exe для C++ или ml.exe для MASM) создает промежуточный файл базы данных, содержащий, естественно, только информацию об идентификаторах данной единицы компиляции - cpp-файла или asm-файла. Этот промежуточный файл имеет расширение .sbr и имя, по умолчанию совпадающее с именем компилируемого файла. Размещается он там же, где и создаваемый объектный файл - в папке Debug. Для того, чтобы компилятор озаботился созданием sbr-файла, в его командную строку следует включить опцию /FR или /Fr.

Опции отличаются друг от друга тем, что первая из них включает в sbr-файл информацию обо всех идентификаторах (в том числе локальных), а вторая - только об объявленных внешними и публичными. Выбор - за программистом.

Опции предоставляют возможность изменить местоположение и имя создаваемого sbr-файла, как, например: /FR"..\Support Files\browseinfo.sbr"

Поскольку компиляция файлов C/C++ поддерживается MS Developer Studio, то для того, чтобы заставить компилятор создавать sbr-файл, следует запустить диалог Project Settings, открыть вкладку C/C++, выбрать в списке Category пункт Listing Files, и поставить галочку в чекбоксе Generate browse info. Если нужно заменить местоположение или имя sbr-файла, следует воспользоваться полем Intermediate browse info file destination. А замена опции /FR на опцию /Fr производится галочкой в чекбоксе Exclude local variables from browse info.

Для ассемблерных файлов опцию в нужной форме следует прямо указать в командной строке на вкладке Custom Build при настройке MS Developer Studio.

На этапе компоновки проекта из промежуточных sbr-файлов, созданных компилятором для каждого из модулей, собирается один на весь проект bsc-файл. Правда, слова "на этапе компоновки" отнюдь не означают, что этим занимается сам компоновщик. Для сборки bsc-файла существует специальная утилита - bscmake.exe, находящаяся в папке исполняемых файлов Vc\bin MS Developer Studio.





Включить вызов утилиты bscmake.exe можно с помощью чекбокса Build browse info file, находящегося на вкладке Browse Info диалога Project Settings. Там же можно при необходимости поменять местоположение и имя bsc-файла, подавить выдачу баннерного текста и задать другие опции командной строки утилиты.

Учитывая обширность заголовочных файлов API, следует ожидать, что удовольствие от применения Browse Info хорошо оплачено ресурсами компьютера. Так оно и есть. Sbr-файл, образованный из чистого windows.h, весит почти восемьсот кило. А образованный из него bsc-файл - в два с лишним раза больше. При включенном Browse Info соответственно увеличивается время компиляции и компоновки проекта. Это обстоятельство могло бы превратить жизнь программиста в сущий ад, если бы не добрые дяди из Microsoft, предусмотревшие инкрементную обработку этих файлов. Суть ее в том, что сборка bsc-файла выполняется каждый раз не заново, а только с учетом реально произошедших изменений в проекте. Определить же, какие именно изменения произошли, утилита bscmake.exe умудряется очень просто. Всякий раз после очередной сборки она усекает до 0 размер участвовавших в сборке sbr-файлов. Таким образов в следующем сеансе сборки примут участие только те sbr-файлы, которые с прошлого раза прошли реальную перекомпиляцию.

Ну и, наконец, самое интересное. Как настроить Browse Info для работы с ассемблерным проектом. Специфика организации рабочей среды такова, что имеет смысл рассматривать два варианта настройки:


  • рабочая среда (workspace) содержит один проект
  • рабочая среда содержит несколько проектов


Вариант с одним проектом:


  • Создайте и настройте рабочий проект так, как указано в статье "ms devstudio - среда разработки asm"


  • В диалоге Project Settings на вкладке Custom Build в командную строку компилятора включите опцию:
    /FR"Debug\$(InputName).sbr"Это необходимо сделать для всех asm-файлов, для которых вы хотели бы иметь включенным средство Browser Info.

    Как видно, sbr-файлы будут помещаться в папку Debug с именем, соответствующим имени asm-файла. Эта папка выбрана нами потому, что по умолчанию в нее же помещаются sbr-файлы модулей, написанных на C/C++. Учтите, что в начале работы с проектом она не существует, поэтому попытка компиляции даст ошибку. Создайте ее вручную.
  • Если проект смешанный и содержит также файлы С/C++, включите для них опцию Browser Info установкой чекбоксов в диалоге Project Settings на вкладке C/C++ так, описано выше в этой статье.
  • Если проект чисто ассемблерный, то следует обеспечить доступ к заголовочным файлам C/C++ windows.h с тем, чтобы использовать их как справочные при построении собственного файла windows.inc. Для этого:




  • создайте файл brinfo.cpp и включите его в проект
  • содержимое файла brinfo. cpp должно представлять собой единственную строку:
    #include <windows.h&gt


  • включите для этого файла опцию Browser Info как для обычного C++-файла
  • откомпилируйте его


  • В диалоге Project Settings на вкладке Browse Info:


    • установите чекбокс Build browse info file


    • установите чекбокс Suppress startup banner


    • дополните содержимое поля Project options следующим текстом:
      Debug\*.sbr Таким образом вы дадите утилите bscmake.exe команду включить в сборку все sbr-файлы, содержащиеся в папке Debug

    • Выполните компиляцию всех модулей проекта, а затем его компоновку. Browser Info готово к работе.

      Следует учесть одно неприятное обстоятельство. Рабочая среда определяет необходимость запуска утилиты bscmake.exe по факту выполнения компиляции хотя бы одного файла C/C++. Ассемблерные же файлы, будучи компилируемы посредством Custom Build, к сожалению, такой команды рабочей среде не дают. Поэтому все изменения в составе идентификаторов в ассемблерных файлах остаются втуне до тех пор, пока не будет перекомпилирован хотя бы один cpp-файл проекта и после этого не выполнена его компоновка. В чисто ассемблерных проектах придется вручную вызывать компиляцию файла brinfo.cpp.

      В этой беде мог бы помочь вынос вызова утилиты bscmake.exe на этап Post-build step. Однако, этот фокус не проходит: дело в том, что однажды активизировавшись, Browse Info открывает bsc-файл и держит его в дальнейшем в открытом состоянии, запрещая таким образом запись в него всем внешним программам. Этот запрет отменяется только на этапе компоновки проекта, но не на этапе Post-build step.

      Вариант с несколькими проектами базируется на тех же идеях, что и вариант с одним проектом, но с учетом некоторых коррекций:


      • прежде всего следует определиться, имеется ли необходимость иметь единое для всех проектов пространство идентификаторов (не в смысле программирования, а в смысле просмотра их с помощью Browse Info), или у каждого проекта должно быть свое пространство, или проекты можно разбить на группы, с отдельным пространством для каждой группы
      • для каждого пространства следует определить одну папку, в которой должны содержаться все sbr-файлы модулей, относящихся к этому пространству
      • для каждого пространства следует использовать отдельный файл brinfo.spp




      • Содержание раздела